Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [12]

Поиск





Вторник, 21.05.2024, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания Маловой Е.А.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Проетирование образования через информационно-коммуникационные технологии

Введение

Ни для кого, ни секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, заканчивается переход на концентрическую структуру, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения. Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала.  Проблема: как преподнести материал, чтобы он стал доступным? Масса новейших публикаций отечественных авторов, неоднозначно  трактуемых концепций, обилие исторической литературы (научной, художественной, учебной), разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы.

Имея небольшой опыт работы в школе, Малова Екатерина Андреевна осознаёт то, что общество XXI века – это общество информационное, которое, несомненно, вносит изменения в образование, в своей педагогической деятельности в большей степени использую информационные технологии, потому что мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, погрузить ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений о прошлом. ИКТ позволяет по-новому «зазвучать» уроку, позволяет учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться расшевелить самых слабых и пассивных.

Глава I. Методы, формы, приёмы, технологии

В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам. Нетрадиционные методы преподавания истории привлекают своей возможностью форсировано изучить большой объём исторического материала. В своей работе Екатерина Андреевна пытается использовать методы развивающего обучения – методы постановки учебных задач. Показателями развивающего обучения личности являются:

- уровень сформированности понятийного мышления,

- самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей,

- деятельностный подход учащихся к усвоению знаний.

Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге, учащиеся должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.

В своей работе учитель применяет такие методы развивающего обучения как

§  Мозговой штурм

§  Метод проектов

Мозговой штурм. Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают наилучшие идеи.

Примерные проблемы для мозгового штурма:

- Сравните культуру европейского и русского крестьянства, найдите отличия между ними.

- Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей в XIV веке по сравнению с другими русскими князьями.

- Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейцев.

- Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего и различного в этих учениях?

- Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке.

Метод проектов в образовании это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. В своей работе Екатерина Андреевна имеет опыт проведения такого вида проекта, как творческий, который по своему содержанию межпредметный, так как имеет связь с историей, литературой и искусством, по способу выполнения – групповой. Данный метод применялся на уроке обществознания в 8 классе при закреплении темы «Общение». (см.приложение 1)

При выполнении проекта учащимися учителю важно скоординировать их действия, помочь ученикам правильно организовать последовательность действий, которая выглядит примерно так:

1. определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;

2. планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;

3. обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»),

4. выполнение проекта;

5. описание проекта;

6. защита проекта;

7. оценка результатов.

В своей работе Екатерина Андреевна также старается применять активные и интерактивные методы преподавания. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. На уроках истории и обществознания были использованы следующие интерактивные и активные методы:

  • Творческие задания (например, задания различного вида на уроках обществознания в 6 классе по теме «Экология») (см.приложение 2)
  • Использование общественных ресурсов: экскурсии (экскурсия в город Новочеркасск)

  • Изучение и закрепление нового информационного материала в виде интерактивной лекции; работы с наглядным электронным пособием (например, электронные учебники)

Современная образовательная ситуация требует пересмотра и уточнения понятия воспитания, введение в процедуру анализа категорий и принципов личностно ориентированной педагогики. В частности на уроках истории акцент ставится не на усвоение фактов, а на развитие личности через освоение ценностей разных эпох, способности поставить себя на место человека прошлого, понять его мысли, поступки. Все это можно реализовать с помощью исторической эмпатии.

Одним из приемов формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества. При проведении уроков истории были использованы такие приёмы персонификации, как:

1)    Воображаемое путешествие – надо описать то, что мог бы видеть человек прошлого: «Я иду по русской деревне XVIII века и вижу…», «Наш корабль в Пирей и мы увидели…», «Давайте войдем в замок феодала…». (см. приложение 4) Положительным моментом таких заданий является то, что дети обращают внимание на исторические детали.

2)    Ожившая картина – придумать монологи или диалоги персонажей исторических картин. При выполнении задания этого типа ученики должны точно представлять, что им необходимо продемонстрировать исторические знания, поэтому данное задание может быть выполнено не только на основе учебника, но и с привлечением дополнительной литературы. (см. приложение 5)

3)    Сочинение от первого лица – рассказ о событиях прошлого от лица очевидца или участника с использованием различных жанров: письма, воспоминаний, дневниковой записи. (см. приложение 6)

Как уже говорилось выше, в преподавательской деятельности Маловой Е.А. активно используются информационные технологии, которые позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую и видеоинформацию.

Большую помощь в раскрытии компьютерных технологий оказывает программа Microsoft Office Power Point. В  данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Глава II. Проектирование образование через информационно-коммуникационные технологии

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования компьютера. Информационное общество, несомненно, вносит изменения в процесс образования. Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации, приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийостью.

ИКТ – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, погрузить ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений о прошлом.    

На данный момент многие школы нашего города обеспечены мультимедийными учебниками такими как «Всеобщая история 5-6 класс», «Новая история 7, 8 класс» и мн. др. На рынке электронных пособий учитель истории также может приобрести электронные энциклопедии такие, как, например, «Электронная энциклопедия истории России с 862 по 1917 год». Имея небольшой опыт работы в школе, применяя все эти электронные пособия в своей педагогической деятельности, могу утверждать, что использование этих программ на уроках истории не всегда эффективно, потому что информация в них представлена следующим образом: ученикам предлагается прочитать текст и рассмотреть иллюстрации, предложенные в данных пособиях, или прослушать этот же текст и просмотреть те же иллюстрации, после чего выполнить задание в этом электронном учебнике, что требует специально оборудованных мест для каждого ученика, а это в большей степени невозможно, так как кабинеты, оборудованные в наших школах компьютерной техникой, предназначены только для уроков информатики. Также слушая монотонную речь диктора некоторое время, ученик начинает отвлекаться, что приводит к низкому уровню усвоения знаний. Но и из этой ситуации можно найти выход. В этом может помочь программа Power Point, которая позволяет учителю создавать презентации на основе той информации, которая заложена в этих электронных учебниках. Графическую информацию Екатерина Андреевна находит и в интернете, которым тоже обеспечены наши школы. Также можно взять эту информацию и из неэлектронных носителей, например, книг, обработать её в каком-нибудь графическом редакторе, например, Photoshop, и также вставить в презентацию Power Point. Итак, эта программа помогает учителю собрать воедино все возможные иллюстрации, схемы, анимационные карты, фрагменты фильмов и мн. др.

За те 1,5 года, проработанные Маловой Екатериной Андреевной в школе, ею создано несколько видов презентаций и фильмов для уроков истории в 5-7 классах. Все эти работы можно разделить на три группы:

1)    Компьютерный фильм с использованием элементов анимации;

2)    Классическая компьютерная презентация;

3)    Презентации для повторительно-обобщающих уроков.

Компьютерный фильм с использованием элементов анимации

Работая в 7 классе над темой «Северная война», используя материал из электронного пособия «Энциклопедия истории России»: анимационные карты, отрывки из фильма, а также программу для создания фильмов Windows Movie Maker, был создан фильм. (см.приложение 7) Данный фильм можно использовать в двух вариантах: если тема «Северная война» изучается в «сильном» классе, то учащимся предлагается просмотреть этот фильм и выявить основные события и их итоги в течение всей войны; если же тема изучается в классе с невысоким уровнем способностей, то учитель останавливает фильм на определённых его этапах и беседует с учащимися о просмотренном материале.

Классическая компьютерная презентация

Говоря о классической компьютерной презентации, имеется ввиду презентацию, которая используется на уроках при изучении нового материала, представленную в виде набора слайдов, которые появляются во время рассказа учителя, лекции или сообщения ученика. 

Презентации для повторительно-обобщающих уроков

Для уроков, имеющих повторительно-обобщающий характер, Екатериной Андреевной созданы презентации-игры, которые помогают учащимся обобщить, повторить изученный материал в интересной форме, в данном случае в виде соревнования.  

Все эти презентации Вы можете найти в каталоге файлов!

Результаты своей работы учитель может отследить, осуществляя контроль знаний своих учащихся. На этом этапе Екатериной Андреевной также неоднократно использовались информационные технологии. Так на уроках истории и обществознания в 6-8 классах учащимся было предложено пройти тест по той или иной теме. Тест создаётся при помощи конструктора тестов Test Builder, позволяющий учителю создавать тесты различной сложности, контролировать знания учащихся и тут же получать результат в виде процентной оценки и оценки по пятибалльной шкале.  Как показала практика использования данной программы, учащиеся с большим интересом выполняют тесты в электронной форме, нежели те же тесты, но в обычной форме.

Также информационные технологии незаменимы и во внеклассной работе по истории. Например, в декабре 2007 года при использовании таких программ, как Photoshop, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word Екатериной Андреевной и учащимися её  5-а класса была создана и оформлена работа для конкурса туристко-краеведческих проектов, к ней так же была подготовлена «защита» в виде презентации, сопровождавшейся рассказом детей. (см. приложение 8)

Из вышесказанного не следует, что теперь необходимо уроки перенести в компьютерный класс и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель на своём, им самим выстроенном и «отрежессированном» уроке может и должен чередовать разнообразные методы и приёмы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую часть – перепоручить своему «электронному помощнику», затем устроить викторину.

Итак, можно сделать вывод: информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться расшевелить самых слабых и пассивных. Наше мнение следующее: на данном этапе развития образования учитель не может работать без применения компьютера. Однако здесь стоит сделать небольшую оговорку о том, что учителя смогут намного чаще использовать компьютеры в своей работе, если таковыми будет обеспечена наибольшая часть кабинетов в школе.

Заключение

Екатерина Андреевна, как уже говорилось выше имеет небольшой опыт работы, в своей педдеятельности использует всё выше описанное. Можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты в её работе.

К первым можно отнести следующее: применение разнообразных форм, методов, приёмов, технологий, в частности информационных, способствует лучшему усвоению теоретической информации. Учитывая то, что наглядно-образное мышление доминирует даже у учащихся 7-х классов, можно сказать, что грамотно составленная презентация с различными графиками, картами, иллюстрациями также имеет огромное влияние на усвоение учебного материала учащимися.

Одновременно с положительными моментами работы на уроках Екатерины Андреевны встречаются и отрицательные. Это:

  • трудности, которые возникают у учащихся при анализе исторических документов;
  • не умение выделять главное, сопоставлять те или иные события, исторические явления;
  • трудности, вызванные в составлении плана ответа;
  • «зависимость» учащихся от учебников и конспектов при ответе на уроке;
  •  не умение систематизировать, обобщать, делать выводы.

Из всего выше сказанного можно выявить, наметить дальнейшие пути деятельности Маловой Екатерины Андреевны: совершенствование используемых методов, форм технологий, устранение недостатков в работе.

Со всеми выше описанными идеями я выступила на городской конференции учителей истории в августе 2008г.


Категория: Мои статьи | Добавил: EkaterinaM (26.10.2011)
Просмотров: 1419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024